Прошедшие два десятилетия после славной даты 1000-летия крещения Руси займут особое место в истории Русской Церкви. Это время восстановления из праха многочисленных православных святынь, храмов, монастырей, которое потребовало больших затрат и энергии. Возродились, казалось бы, навсегда забытые традиции, утраченные в богоборческое времена, открылись православные учебные заведения, воскресные школы. Снова на улицах городов и сел, по дорогам через всю Россию идут торжественные крестные ходы со святыми иконами. И колокольный звон, призывая в храмы, возвышает души людей.
Этот нелегкий, но радостный процесс возвращения к своим истокам, к православной вере происходит и в нашем районе, в нашем городе. На этом сайте хотелось бы вспомнить об истории тарусских храмов, отметить главные вехи их восстановления и рассказать об их сегодняшнем дне.
Таруса – один из древних городов России. Годом ее основания считается 1246 год, когда Таруса впервые упоминается в летописи как удельный центр, центр Тарусского княжества. Первым Тарусским князем был Юрий, сын великого князя Черниговского Михаила Всеволодовича, мученика за веру, пострадавшего в Орде. После смерти Михаила Всеволодовича Черниговское княжество делится между его сыновьями. В новое княжество входят уделы Мезецкий, Борятинский, Оболенский и другие. Впоследствии их наследовали сыновья Юрия.
Тарусский князь Федор и его брат Мстислав участвовали со своими дружинами в Куликовской битве и погибли на поле боя.
Тарусское княжество существовало до конца 15 века, являясь надежным союзником Московского княжества, а затем вошло в состав великого княжения с центром в Москве. В это время, до создания Тульских засек (вторая половина 16 – 17 вв.), Таруса выполняла важную военную роль на южных границах Руси, многократно подвергаясь нападениям крымских татар, которые приводили к пожарам и разрушениям в городе. Город входил в состав обороны Берега – основного оборонительного рубежа Русского государства. Крымское ханство постоянно, до нескольких раз в год, устраивало набеги своих конниц на русскую границу, проходящую вдоль Оки. Русские войска в ожесточенных схватках отражали набеги татарских орд. О дислокации войск в Тарусе постоянно упоминается в разрядных книгах. Не всегда оборона была удачной. В 1521 году московские воеводы не сдержали натиска крымцев, неожиданно появившихся у Серпухова. Поэтому Василий III в дальнейшем лично возглавил войска на Берегу. 1571 г. под Тарусой произошло большое сражение русских полков с войсками крымского хана Девлет – Гирея. В Смутное время Таруса также сильно пострадала: «…приходили крымские и ногайские и литовские люди, посад Тарусу и Тарусский уезд воевали и животину всякую выгнали без остатку и наших людишек многих побили и в полон помали».
В духовном управлении Таруса входила в состав Суздальской епархии. Важная роль удельного центра, приграничного города и пункта «береговой защиты» привела к тому, что ее название с 14 века присоединяется к титулу суздальского епископа, а епархия с 15 века до середины 17 века называется Суздальской и Тарусской архиепископией. В 1668 г. Таруса вместе с Калугой и Оболенском включается в состав патриаршей области, где была создана Калужская десятина, а затем в 1685 в рамках патриаршей области возникли самостоятельные десятины – Тарусская и Оболенская. В начале 18 века Таруса управляется Священным Синодом, а с 1742 года входит в состав открытой Московской и Владимирской епархии. В 1764 г. Таруса присоединена к Крутицкой епархии, а с упразднением ее в 1788 г. перешла в ведение московской митрополии. 16 декабря 1799 г. была образована Калужская и Боровская епархия, которой стала подчиняться Таруса.
Существуют исторические свидетельства о посещении Тарусы патриархом антиохийским Макарием в 1654 году. Он отслужил литургию в одной из четырех городских церквей, возможно, в Николаевском соборе. В 16 - 17 веке в Тарусе был мужской Петровский монастырь. Он находился в районе Воскресенского села. Однако до сегодняшнего дня неизвестны даты его основания и упразднения.
Во время Отечественной войны 1812 г. Таруса была прифронтовым городом, всего в двадцати- тридцати верстах осенью 1812 г. шли решающие сражения. 28 августа вся Калужская губерния была объявлена на военном положении. От Тарутина и Малоярославца до Оки доносились звуки выстрелов. По Оке и границам уездов были выставлены кордоны для истребления мелких неприятельских групп. Тарусяне отправляли в русскую армию возы с продовольствием, одеждой, боеприпасами. Население жертвовало лошадей, подводы и рогатый скот. Помещики открывали у себя в имениях за свой счет госпитали. В 1817 г. Е.И. Кутузова по пути в село Истомино Тарусского уезда, где проживала ее дочь А.М. Хитрово с мужем, посетила Тарусу. Ей был оказан торжественный прием. Народ встретил ее еще за городом. Звонили во все колокола, у входа в церковь ее встречало духовенство в праздничном облачении.
Русской Церкви известна чудесная помощь Божией Матери тарусянам по их молитвам перед Ее Боголюбской иконой во время эпидемий. В Тарусе ежегодно свершались два крестных хода. Один из них -1 июля н.ст., в день почитания иконы Боголюбской Божией Матери, считавшейся заступницей Тарусы, в память о чудесном избавлении Тарусы от холеры в 1848 году, когда жители города с верой на ходатайство Божией Матери прошли крестным ходом по всему городу с Ее Боголюбской иконой из Воскресенской церкви. Эпидемия, свирепствовавшая во многих областях России, тогда в Тарусе так и не началась. Этот крестный ход совершался с 1853 года. Также и в 1870 году Таруса была избавлена от эпидемии этой же болезни предстательством Богородицы.
Крестный ход начинался после ранней праздничной литургии в соборе 1 июля н. ст., когда празднуется память Боголюбской иконы Божией Матери. Крестный ход с соборными иконами направлялся в Воскресенскую церковь, где соборно служилась литургия, а по окончании ее крестный ход с пением тропарей Божией Матери проходил на святой источник, где совершалось водоосвящение. Второй крестный ход совершался 7 августа “для молитв об отвращении холеры”. Оба крестных хода были разрешены епископом Калужским и Боровским Григорием в 1853 году.
С конца 18 века до 1918 года Таруса была уездным городом и торговым центром Калужской губернии. Территория Тарусского уезда была многонаселенной. В 1917 году население города и уезда возросло до 72 тысяч человек. В сотнях сел и деревень проживали десятки тысяч человек – крестьян, кормильцев России. При этом в Тарусском уезде насчитывалось 49 церквей, 30 из них – каменные, остальные деревянные. Ежегодно проходили крестные ходы, строились новые храмы и церковно-приходские школы, осуществляло благотворительную деятельность Тарусское церковное братство во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» и святых апостолов Петра и Павла, которое было учреждено в Тарусе в 1894 году.
В советское богоборческое время все храмы Тарусского района были закрыты, часть из них разрушены. Подавляющее большинство священников было репрессировано. На многие десятилетия у народа была изъята возможности посещать службы, молится, а молодежи узнать Православие. К началу 70-х гг. XX в. действующими на территории Калужской области осталось только 24 храма, и не было ни одного монастыря, ни одной духовной школы. К тому времени Калужская епархия считалась одной из наименьших по количеству действующих храмов в Русской Православной Церкви. В Тарусском районе с 1975 по 1989 годы не было ни одной действующей церкви. При этом состояние тарусских дорог и общественного транспорта почти не оставляло возможности верующим совершать регулярные поездки на службу в церковь, например, в Серпухов. Плоды этой духовной разрухи мы и пожинаем сейчас в виде некоего опустошения в душах людей нескольких поколений, и молодежи в том числе.
В 1989 году, как только стало возможным зарегистрировать общину, в полуразрушенном храме Воскресения Христова в Тарусе начинаются службы. Под руководством настоятеля Воскресенского храма протоиерея Леонида Гвоздева течение нескольких лет в этом храме, а затем и в других храмах района и в городском соборе проводятся восстановительные работы. В этом долгожданном деле участвуют и прихожане Воскресенской церкви, и благотворители, и администрация города и района, и, конечно, строители, архитекторы, художники, иконописцы и все те, кто внес свою лепту в возрождение православных святынь.
В последние несколько лет в день памяти св. апостолов Петра и Павла 12 июля в Тарусе проводится общегородской праздник – День города. В этот день, начиная с 2001 года, проходит крестный ход по городу из Воскресенской церкви к Петропавловскому собору.
Во время Великой Отечественной войны Таруса была оккупирована фашистскими захватчиками с 24 октября по 19 декабря 1941 года. В результате мощного наступления советских войск на паниковавшие части гитлеровцев, в день памяти святого Николая Чудотворца, Таруса была освобождена. Этот день также почитается и как церковный, и как городской праздник.
В день памяти просветителей славянских народов св. Кирилла и Мефодия 24 мая в Тарусе проходит праздник с участием народных и детских художественных коллективов.
Литература:
О. Даниил Яхонтов. Город Таруса. Калужская старина. Издание Калужского церковного историко-археологического общества. Калуга, 1902 г.
Е. Морозова-Утенкова. Наш храм. Москва – Таруса,2002 г.
Н.Н. Гостунский. Таруса – древний город на Оке. Москва, 1965 г.
Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Москва, 1994 г.