Храмы / Собор в честь святых апостолов Петра и Павла в Тарусе
История собора
Из древних исторических актов нам известно, что в Тарусе еще в 16 веке существовал городской собор в честь святителя Николая Чудотворца. В этих актах отражаются царские щедроты и милости, которые цари оказывали Николаевскому собору. Так, известны жалованные грамоты царя Федора Ивановича (1594 г.) на церковное строение, царя Михаила Федоровича от 25 декабря 1615 г. на церковное строение, свечи и ладан и на половину мыта по р. Оке. Подобное пожертвование собору давал и царь Алексей Михайлович.
В писцовых книгах от 1625 года указано, что Николаевская церковь находилась в Тарусе «подле осыпи» и была деревянная, и «всякое церковное строение» и церковная утварь были «Государевы».
В 1779 году в Тарусе случился сильный пожар. После пожара в Тарусе осталось только 23 дома. Сгорел тогда и деревянный Николаевский собор.
После пожара город перепланировали по новому регулярному плану, который получили все русские города по повелению императрицы Екатерины II. Эта планировка, полностью сохранившаяся до нашего времени, - замечательный памятник русского градостроительного искусства. Ее автором верно угадан небольшой масштаб города, который заставил градостроителей предельно упростить классический вариант радиально-кольцевой схемы и оставить всего два луча прямых улиц, перерезающих многоугольники городских кварталов, стягивающихся на торговой площади (соборной). Новая, трапециевидная в плане площадь распланирована прямо на берегу Оки, на месте старого торга. Своим основанием трапеция выходит к крутому береговому откосу. Архитектурной доминантой города становится собор, стоящий в центре площади на берегу Оки.
Тарусское Духовное Правление обратилось с просьбой в Крутицкую Духовную Консисторию о разрешении вновь построить деревянную соборную церковь на том же месте и в то же наименование, с употреблением годного леса от сгоревшей церкви.
17 мая 1779 года последовал указ Калужского Наместнического Правления Тарусскому Городничему о выводе желающих лиц построить собор в Тарусе. Указ этот был повторен 6 июня 1779 года и исполнен 16 июня 1779 года.
Неизвестно, что было сделано относительно постройки собора с 1779 по 1785 год.
В 1785 году указом от 13 мая Тарусскому Городничему было велено построить в Тарусе каменную соборную церковь с колокольней, кроме иконостаса за 5989 рублей, за счёт казны. Приказывалось начать постройку в 1785 году, а окончить в 1787 году.
Начатые по Высочайшему повелению и щедротами императрицы Екатерины II строительные работы собора были окончены в 1789 году.
Сохранился договор, по которому Калужский купец Иван Максимович Алтынников взялся построить в Тарусе собор. Договор заключала с Алтынниковым И. М. Калужская Наместническая Казённая Палата 18 марта 1785 года. Однако к назначенному сроку собор не был окончен. По осмотру архитектора 5 июня 1786 года некоторые материалы были найдены недоброкачественными и работы были на время приостановлены.
Архитектором Петро-Павловского собора следует считать Ивана Денисовича Ясныгина, калужского губернского архитектора с 1785 по 1822 год. И.Д. Ясныгин вошел в историю архитектуры Калужского края как славный продолжатель архитектора П.Р. Никитина.
22 марта 1790 года собор был освящён в честь святых апостолов Петра и Павла.
Собор был выстроен сначала продолговатым с трехъярусной каменной колокольней, но боковых приделов не имел. У тарусского собора Петра и Павла была задумана сравнительно небольшая по размерам трапезная, позднее, в 1820-х годах, усердием прихожан и «доброхотных дателей» были построены два других придела.
По окончании устройства в соборе стало три престола:
Первоверховных Апостолов Петра и Павла;
Святителя и Чудотворца Николая (освящен 25 июня 1823 года);
Успения Пресвятой Богородицы (освящен 1 октября 1833 года);
Зодчий придал зданию собора величественный облик. Здание решено богатым по объему, колокольня расчленена ордерными пилястрами, восьмигранный купол над четвериком собора украшают арочные окна, дающие массу света в интерьер. Даже верхний барабан на куполе имеет окна для света. Обработка стен первого яруса колокольни трехчетвертными колоннами, плоскими наличниками и антаблементом, сложные ломаные скругленные и крепованные стены придают храму позднебарочный характер.
Собор теплый, зимний. Сравнительно небольшие его размеры были определены небольшим населением Тарусы.
В 1871 году была установлена каменная ограда метровой высоты с ажурной железной решеткой. Внутри ограды в окружении плодовых деревьев и сирени находились могилы священнослужителей.
Собор имел главный колокол весом 210 пудов. Всего на звоннице было семь колоколов.
Вот как описывает внутренне устройство собора о. Даниил Яхонтов: «… Святой престол в честь святых апостолов Петра и Павла был дубовый. Святый антиминс на нем белого цвета, священнодействовал преосвященным Калужским Григорием вторым.
По правую сторону – Нерукотворный образ Спасителя, в серебряном окладе и с серебряным венцом.
По левую сторону - в киоте из красного дерева образ Казанской Божией Матери, в сребропозлащенной ризе и с венцом, осыпанным разными драгоценными камнями и мелким жемчугом ( поступил в собор в 1847 г. после смерти Шеньшиной).
Жертвенник – дубовый, над ним икона Успения Пресвятой Богородицы.
В святом алтаре Николаевского придела - престол и жертвенник дубовые. Запрестольный образ Казанской Пресвятой Богородицы. Большой крест для крестного хода.
В святом алтаре Успенского придела престол и жертвенник – дубовые…»
Сохранился документ, из которого видно, что в 1788 году 25 октября велено было построить иконостас на средства Екатерины II.
О. Даниил Яхонтов дает описание соборных иконостасов, со всеми иконами. Некоторые иконы были пожертвованы жителями города.
Ризница собора была поистине сокровищницей. Здесь хранились святыни, почитавшиеся прихожанами. Среди них:
крест на иконе святителя и чудотворца Николая с частицами мощей святых великомучеников Пантелеймона, Харлампия, Екатерины и с частью ризы Господней;
кипарисный крест в серебряной оправе, древний, с «мощами ближней пещеры преподобнаго Антония; преподобного Сильвестра, Григория иконописца, Никона игумена Печерскаго, Ефрема епископа Переяславскаго, Тита священника»;
образок «ветхий» с частицами мощей святых: Константина, Ирины, ап. Иакова, Андрея, Фомы, Филиппа, святых Даниила, Филарета, пр. Захарии, кн. Ольги, Тихона чудотворца.
крест напрестольный с финифтяными изображениями (пожертвован 9 января 1858 г. нижними чинами легкой 3-й батареи);
Евангелие 1847 года (по описи оно значилось под № 1), оправленное серебром с позолотой, чеканной работы; на нем изображения финифтью; украшено было стразами;
Евангелия 1658 и 1689 гг., Библия 1663 г и несколько грамот 18 века. 17 книг изданных в XVII-XVIII веках.
Причт Петропавловского собора состоял из протоирея, священника, дьякона и двух псаломщиков.
Священники Николай Страхов, Федор Бриллиантов (1868 г.), Александр Добромыслов (1872-1906 г.)
В разное время настоятелями собора были:
Протоиереи Максим Богоявленский, Михаил Февралёв (1866-1870 гг.), Иоанн Раевский (1874, протоиерей с 1899г), Фёдор Смирнов (1899, протоиерей с 1905 г).
Николай Иоаннович Соколов (1905-1908 гг.). Сын диакона. Возведён в сан протоиерея 15 мая 1905г. Указом калужской Духовной консистории кавалер ордена св. Анны III степени – за безупречную многолетнюю службу в должности члена Отделения Калужского Епархиального Училищного Совета.
Иоанн Иоаннович Бархатов. Сын священника. В 1898 году был рукоположен в Тарусу священником в Петропавловского собор, с 1916 г. – в сане протоиерея. Награжден в 1913 г. орденом св. Анны III ст. за 12-летнюю службу в должности члена Отделения Калужского Епархиального Училищного Совета.
Анатолий Орлов 30-е гг., был арестован в Тарусе и расстрелян в Туле 21 декабря 1937 г.
Последний настоятель – архимандрит Серафим (Григорий Кириллович Кокотов) 1930-1933 гг., впоследствии епископ Томский. Был арестован в Смоленске и расстрелян 3 апреля 1938 г.
Диаконы Василий Ненарокомов (1850 г.), Григорий Попов (1866-1874 гг.), Иоанн Орлов (1874 г.), Николай Чертков (до 1898 г.), Николай Кольцов (1898 г.), Александр Одигитриевский (1898-1906 гг.), Василий Страхов (1899-1913 гг.),Иоанн Жуков (1913 г.), Николай Азбукин (с 1917 г.)
Старосты Ананий Панов, купеческий сын (1869 г.), Осип Ельцов, купец (1872 г.), Семен Ельцов, тарусский мещанин (1905-1913гг.)
Псаломщики Владимир Лебедев (1867 г); Андрей Лебедев (1874 г.); Афанасий Любимов ( с 1898 г.); Василий Покровский (в 1910 г. скончался); Иоанн Покровский (1910, в сане дьякона с 1915 г., затем священник, определен в с. Толмачево); Петр Быков (1915 г.); Константин Смирнов (с 1915 г.) Иоанн Нестеров (в 1917 г. определен священником в Медынский уезд); Илия Архангельский (в сане дьякона, в 1917 г. перемещен из с. Бехово).
Звонари Николай Иванович Чемисов, Токарев (двадцатые годы 20 века).
Приписанной к собору была церковь Знаменская, в селе Игнатовском. (построена в 1763 г.).
Прихожанами, кроме городских жителей (142 дома), являлись жители деревень Игнатовское (40 домов), Бояково (15 домов), Сутормино (12 домов), Слащево (31 дом).
В клировой ведомости за 1915 год говорится, что прихожан Петро-Павловского собора в г. Таруса было: в 271-м доме православных душ мужского пола насчитывалось 883, а женского-1001.
В приходе имелись школы: начальная четырёхклассная городская; две городских приходских; церковно-приходская школа.
Собор в 20 веке
В прошлом веке собор постигла участь многих тысяч храмов на нашей земле. В 1933 г. его закрыли, священнослужителей арестовали и репрессировали. Разрушали собор (примерно в 1937 году), по воспоминаниям очевидцев, так. Установили лебедки, обмотали стальными тросами стойки колокольни. Кувалдами обкололи основания. Тросы несколько раз обрывались, лебедки скрипели натужно. Соборная колокольня пошатнулась и с грохотом упала вниз. Тут же, на площади, где теперь стоит памятник Ленину, разожгли большой костер из книг, икон, церковной утвари. В ризнице собора хранилось много ценнейших реликвий. В огне погибли и старопечатные книги 17 и 18 веков, и древние иконы с мощами святых мучеников, и другие сокровища, материальная ценность которых была велика, а духовная – теперь невосполнима. Как вспоминают очевидцы, со всего уезда в Тарусу свозили церковные книги, иконы и облачения и жгли их в том гигантском костре. Вечером выставили сторожей, чтобы к костру никто не подходил. Утром по закопченным камням мостовой ветер гонял только пепел…
Были потеряны каменная ограда с решеткой. Большой колокол отвезли в совхоз Тарусский, чтобы будить людей на работу…
В советское время собор использовался как дом пионеров (в 1936 г. здание храма перестроили), на месте главного алтаря была сцена, все пространство собора было поделено на два этажа. Был уничтожен некрополь вокруг храма.
Возрождение собора
В 1991 году от православных верующих была подана заявка к городским и районным властям о передаче собора Калужскому епархиальному управлению. Правда, тогда она не нашла понимания, и в 1995 году была повторена. Архиепископ Калужский и Боровский Климент обращался к городскому Голове по поводу переселения Дома творчества. В 1997 году верующие возобновили свою просьбу.
Возрождение собора началось с передачи здания дома пионеров Калужской епархии. 22 июля 1999 г. собор передан Калужской епархии на основании совместного распоряжения Министерства культуры РФ и Министерства гос. имущества РФ от 4 ноября 1998 г.
«Нелегко дается восстановление исторической святыни Тарусы, на эти цели требуется немало средств, взять которые просто негде. Однако собор встает из руин. По словам настоятеля храма Воскресения Христова о. Леонида, имевшиеся средства на постройку собора подходят к концу, а пожертвования прихожан не приносят существенной помощи…Хорошо бы, чтобы каждый проходящий сегодня мимо восстанавливаемого собора внес свою, пусть даже самую небольшую, лепту в его возрождение», - писала газета «Октябрь» 7 декабря 2001 года.
Собор восстанавливается в его первоначальном виде, с сохранением всех архитектурных деталей. Архитектор собора Александр Любешкин. Первый молебен и многолюдный крестный ход прошел 12 июля 2001 года, его возглавил архиепископ Калужский и Боровский Климент. С тех пор служатся молебны, проходят крестные ходы каждый год в праздничный день 12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла. В 2003 году был полностью восстановлен восьмерик главного купола, его барабан и поставлен крест.
В 2004 года в мае и июне были поставлены кресты на купола приделов Николая Чудотворца и Успенский.
В 2004 – 2005 годах основное внимание в восстановлении собора отводится строительству колокольни. К весне 2005 года строители завершили возведение трехъярусной колокольни. Необходимо было собрать несколько сот тысяч рублей на звонницу. О. Леонид обратился ко всем жителям города с просьбой собрать всем миром необходимую сумму. Многие люди откликнулись, понимая важность этого этапа восстановления собора и возвращения колокольного звона в нашу жизнь. Перечисляли дневные заработки. По городу и району и организациям пустили подписные листы. И вскоре необходимая сумма - 600 тыс. рублей была собрана, из них на главный колокол - 200 тысяч рублей.
Известны имена более восьмисот человек, которые пожертвовали на колокол. Также были и неизвестные жертвователи, не назвавшие своих имен. Начало было положено тарусскими художниками, которые зимой 2005 г. провели благотворительную рождественскую выставку-продажу, все средства от продажи картин пошли в фонд колокола.
Организовали сбор средств и предприниматели Тарусы. Средства собирали и жители тарусских сёл: Вознесенья, Лопатина и других; работники детских учреждений, администрации.
12 июля на Петров день при большом стечении народ с помощью спец. машины с краном, колокола подняли на третий ярус колокольни.
В последующие годы и в настоящее время проводятся внутренние и внешние восстановительные работы: оштукатуривание и побелка стен, устройство пола, крыльца, установка новых иконостасов и другие. Предстоит еще полностью благоукрасить собор иконами, светильниками, приобрести все необходимое для богослужений. Это последний, но очень важный и материально емкий этап возрождения храма перед его великим освящением.
Главным праздником города Тарусы – днем города – стал престольный праздник собора - 12 июля – память святых апостолов Петра и Павла.
М.М. Дунаев, Ф.В. Разумовский. В среднем течении Оки. М., 1982 г.;
Земля Калужская – земля святая / Под общей редакцией архиепископа Калужского и Боровского Климента (Капалина). – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
О. Даниил Яхонтов. Город Таруса. Калужская старина. Издание Калужского церковного историко-археологического общества. Калуга, 1902 г.
Возрождение. Издание храма Воскресения Христова в г. Тарусе, 2009 г.
Горсад нашего сердца. Тарусская районная газета «Октябрь», 2008 г.
С.Е. Михеенков. Купола Тарусы. История и современность. Калуга, 2005.