В октябре, среди многих памятных дней святых и мучеников, Церковь поминает 19-го октября апостола Фому, а 29-го – Лонгина сотника. Если бы да кабы поминался в октябре еще и Благоразумный разбойник, то можно было бы даже подумать, что этот месяц прямо специально для атеистов и прочих агностиков и украшен этими красными днями церковного календаря.
Понятно, что между апостолом Фомой – одним из 12 любимых учеников Христовых; и Лонгином сотником – центурионом, возглавлявшем стражу на Голгофе, а затем и у Гроба Господня; и Благоразумным разбойником – злодеем, распятым рядом со Христом, - до определенного момента общего мало. Но что же это за малость?..
… Евангелие показывает нам апостола Фому, возможно, самым понятным нам, простым смертным, человеком. Действительно, даже в народе о недоверчивых людях издавна говорят «вот Фома неверующий!» Евангелие от Иоанна (память 9 октября) так повествует о событиях, последовавших за Воскресением Христа: отсутствовавший в момент первого по Воскресении прихода Христа к ученикам Фома на рассказ других одиннадцати о Господе Воскресшем в категорической форме заявляет: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в раны Его, не поверю (Ин, 20, 25). И когда 8 дней спустя Христос вновь приходит к ученикам Своим, то первым делом покорно обнажает рану от копья на пречистом Своем Теле и говорит Фоме: подай перст твой и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. (Ин, 20, 27). Бедный Фома и теперь простодушно следует своему неверию и трогает пальцами рану… Господь мой и Бог мой! – восклицает наконец уверовавший Фома с благоговением… На что Господь ответствует: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин., 20, 29), - тем самым давая не только одну из заповедей блаженства, но и одно из наиболее ёмких определений природы веры вообще…
При массовом характере казней через распятие практически каждый из римских легионеров должен был уметь это делать: срубить дерево, грубо зачистить 2 бруса – вертикальный и поперечный, вбить 3 гвоздя, каждый одним уверенным ударом - два в руки и третий в скрещенные ноги, насквозь… Всё это делалось одним подручным орудием – боевым топором. Сотник, распоряжавшийся казнью, так же должен был убедиться в смерти казненных, для чего копьем пронзались ребра … Не впервые исполнявший свои воинские обязанности Лонгин сотник в момент смерти Спасителя в прямом смысле - поражен громом: Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий (Мф. 27,54).
Эта вера, возникшая в страшный тёмный миг померкнувшего в мире света, приводит стража и ко Гробу Господню – там Лонгин сотник становится одним из свидетелей Воскресения Христа: видит пустой гроб и сброшенные пелены… Ничто более не может удержать его от благовествования о Христе: только смерть. Будучи родом из Каппадокии – обширной области в Малой Азии, - Лонгин сотник возвращается домой и начинает проповедовать о Христе до тех пор, пока по приказу Пилата ему не отрубают голову.
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда сам осужден на то же. И мы осуждены справедливо: потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствие Твое. И сказал ему Иисус: истинно, истинно говорю тебе, ныне же со Мною будешь в раю (Лк. 23, 39-43).
Ныне же… В аду еще находились все ветхозаветные праведники, включая св. Иоанна Предтечу… В ад собирался сойти Сам Господь, чтобы вывести оттуда узников. И вдруг первым человеком в раю оказывается разбойник!
Многие святые отцы размышляли об этой милости Божией к падшему до последней степени злодею. В своей проповеди «За что был помилован Благоразумный разбойник?» свт. Иоанн Шаховской даже ссылается на предание, которое говорит о том, что, возможно, этот разбойник был тем самым, кто во время бегства Святого Семейства в Египет сжалился над прекрасным Младенцем и не дал убить его сотоварищам… Но главное – не эти догадки: «Несомненно, он слышал и прежде о великом Учителе и Чудотворце из Назарета. Происходившее в Иудее и в Галилее было предметом многих разговоров и толков по всей стране. Прежде то, что он слышал о Нем, проходило мимо его внимания. Теперь, очутившись вместе с Ним и в одинаковом с Ним положении, он начал понимать нравственное величие Его личности…Вспомнилось разбойнику все, что он слышал необычного о Распятом ныне с ним и теплое чувство веры зародилось в его сердце… Что ему теперь насмешки людские? Как ни тяжело быть отверженным людьми у порога смерти, еще тяжелее быть отверженным Богом. На суд Божий он идет и Бога лишь нужно страшиться! Нужно в последние мгновения жизни сделать то, что еще в его силах, чтобы снискать благоволение Божие!…»
Как похоже на нас, правда?.. За прошедшие два с лишним тысячелетия благая весть (Евангелие) о Христе пронизало всю землю, и сейчас, в наше время, происходившее в Иудее и Галилее тоже – предмет разговоров и толков, только уже по всей планете… Но, как и разбойник, мы пропускаем мимо ушей всё известное о Нём, и часто лишь на пороге смерти вспоминается людям «всё, что слышали они необычное о Распятом» и тёплое чувство веры зарождается тогда в их сердцах…
…Так что же за малость роднит этих таких разных людей? – Вера обретенная. Когда узнаешь, какими судьбами ведет Господь к Себе и любимого ученика, и своего палача, и испускающего последний вздох злодея, - хочешь-не хочешь, а содрогнешься: ведь всемогущий Господь мог создать нас, род человеческий, изначально верующими… Однако каждому из нас, - сынов Божиих, а не рабов, - дана свобода воли и, как Фома, некоторые из нас хотят чудес и знамений, требуют доказательств… как Лонгин сотник, некоторые из нас только в час личного сокрушения мира прозревают и поднимают лица к Нему… и как Благоразумный разбойник, практически каждый перед смертью душою своею молится: «помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
М.И.